СТАРИННЫЕ ОБРЯДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ:
По языческим поверьям, собакам покровительствуют добрые божества и через них помогают человеку защититься от злых сил. Бог Семарагл изображался в виде крылатой собаки, олицетворяя «вооруженное добро». Идол Семарагла был установлен кн. Владимиром в Киеве.
v ОТ ЛИХОРАДКИ, ТУБЕРКУЛЁЗА.
В Ольденбурге больной лихорадкой ставил миску с молоком перед собакой и говорил: "Собачка, собачка, будь ты больная, а я буду здоров". Если собака принималась лакать молоко, больной тоже отпивал из миски. Если эту процедуру удавалось повторить трижды, собака заболевала, а человек выздоравливал.
Следуя той же самой теории индусы в старину отсылали туберкулез прочь вместе с сойкой.
v ОТ БОЛЕЗНЕЙ И НЕУДАЧ.
А джугарские бхоти (Гималаи) в определенный день поят собаку спиртом, затем гоняют ее вокруг поселка и, наконец, убивают. Таким образом они освобождают поселок от болезней и неудач.
v ПРОГНАНИЕ СМЕРТИ.
В некоторых районах Бредалбана (Шотландия) когда-то существовал обычай на Новый год давать собаке кусок хлеба и с проклятием выгонять ее за дверь, говоря при этом: "Прочь, собака ! Пусть вся смерть, которой суждено случиться в будущем году среди людей или среди скота, ляжет на твою голову".
v СНЯТИЕ ПОРЧИ И БОЛЕЗНЕЙ.
Ирокезы, празднуя Новый год, ловят двух белых собак , раскрашивают их красной краской, украшают перьями и лентами, выводят из поселка, а затем вешают на лестнице. После этого собак вносят в дом, "где на них переходят грехи всего народа". Таким образом, собака является "козлом отпущения" для снятия любой порчи и болезней (а в старину считалось, что все болезни - от порчи) во многих отдаленных друг от друга странах.
v ПОХОРОННЫЙ РИТУАЛ "ОСМАТРИВАНИЯ".
Своим взглядом собаки прогоняют демонов смерти и трупного разложения, на чем основано использование этих животных в ряде ритуалов очищения и похоронно-поминального цикла, например в обряде "осматривания собакой ". В процессе похорон собаке дают несколько раз посмотреть на лицо покойного, дабы она прогнала демона трупного разложения, набрасывающегося на труп сразу после смерти человека. Участие в подобных ритуалах собака может принимать с четырехмесячного возраста.
v ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СОБАЧЬЕГО ВОЯ.
Чтобы остановить собачий вой, предки наши советовали снять с левой ноги обувь и, перевернув ее вверх подошвою, стать тою же ногой на нее и смотреть в ту сторону, откуда слышится звук. От этого собака перестанет выть.
v ЗАГОВОР НА ОТВОД БЕДЫ ОТ ДОМА.
Если собака ночью всё время воет, чтоб отвести в этих случаях беду, следует поступать так.
Выйдя за калитку (или из подъезда), проговорите трижды, желательно вслух:
† "Иди беда не в эти ворота, собака лает, а ветер носит. Аминь."
v ЗАГОВОР ДЛЯ УСМИРЕНИЯ СОБАКИ.
Если собак боишься, как идёшь вечером, сложи пальцы большой и безымянный и три раза скажи: “Ты, собака, слепая, топеря немая”.
v ЗАГОВОР ОТ УКУСА СОБАК.
† "Царь Глеб, не я тебе наговариваю, отговаривают от всякого гада, от скверной нечистоты, от шальной собаки (какой-то шерсти); наговариваю, отговариваю (имя рек) из костей, из мощей, из жил, из поджилков, из состава, из полусостава, из буйной головы, из реберной кости, из горючей крови, из тощаго живота, из дробных кишок. На море Окияне, на поле сеяне, на высоком кургане стоит дом железный, медные вереи, серебряные ворота, золотые замки, замкам не отмыкаться, шали не отрыгаться".
v ЗАГОВОР НА РАНУ.
Накройте рану двумя руками и скажите:
† "Рвали зубами, заговариваю губами. Покрываю руками, отчитываю мастерством. Раз - не боли, два - заживи, три - зарасти. Аминь".
Если вас укусила ваша собака (такое нередко случается, когда вы, например, вытаскиваете ее из драки), состригите немного шерсти с ее холки, сожгите ее и пеплом засыпьте рану. Затем намажьте тряпочку яичным желтком и наложите ее сверху. Ранка очень скоро заживет.
v ЗАГОВОР НА РАНЫ ОТ СОБАК.
† "На море, на Окияне, на острове на Буяне, стоит дом, а в том доме сидит старица,
а держит она жало. Ты, старица, возьми свое жало и прийди к рабу (имя);
вынь из раба (имя) жало смертное. Заговариваю раны болючие на руках, на ногах, на голове, во лбу и в затылке, на бровях и подбородке.
Будьте во веки веков на собаке черной, серой, красной, седой, рыжей, белой, сидите и во веки не сходите".
v ЗАГОВОР ОТ БЕШЕНСТВА ПРИ УКУСЕ СОБАКИ.
† "На море, на Окияне, на острове Буяне, стоит гора Арарат, на той горе, на Арарате, лежит заповедный камень, на том на камне сидит дедушка седобородый, белобородый. Я тебе кланяюсь, молюсь, иэбави меня от собаки, от кусаки, от разношерстной, белошерстной".
Заговор произносится над водой.
v ЗАГОВОР ОТ БЕШЕНСТВА.
† "На море-океане стоит белая береза, под этой белой березой лежит чугунная доска, на этой чугунной доске сидят два писаря: царица-псарица и царь-псарь. Приходит к вам раб (имя рек), просит и умоляет вас: соберите вы всех бешеных — и лаек, и гончарок, и борзых, и прикажите им вынуть свое бешенство из раба (имя рек), из тела его, из костей его, из кровей его. Если вынете свое бешенство, то получите от Спасителя себе спасение, а если не вынете, скажу Спасителю и Божией Матери. Спаситель будет к вам идти с святым копьем, а Божья Матерь с железным прутом. Спаситель вас накажет, а бешенство вынуть прикажет".
v ГАДАНИЯ.
Девушки на Святки загадывают выходя ночью к забору или просто стоя у ворот.
Говорят: "Залай, залай собаченька! Залай серый волчек! Где залает собаченька, там живёт мой суженый!" Откуда слышен собачий лай, на ту сторону девушка будет отдана замуж, и чем глуше слышен лай, тем дальше она уедет. Хриплый лай означает брак со стариком, звонкий и тонкий лай обещает молодого жениха.